Цель работы по профориентации учащихся: создание эффективных условий для профессионального самоопределения учащихся в соответствии со своими возможностями, способностями и склонностями.
Задачи:
-формирование профессиональных интересов и развитие склонностей и способностей учащихся через привлечение учащихся к участию в профпробах, профтестах, экскурсиях.
-информирование учащихся о наиболее востребованных профессиях, о путях их приобретения, возможностях трудоустройства;
-выявление профессиональных интересов и склонностей, изучение личностных особенностей и мотивов профессиональной направленности учащихся;
-организация взаимодействия и сотрудничества старшей ступени общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями, организациями, учреждениями города.
Координатор по вопросам профориентации в школе №10 — Ястребова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Циклограмма (график работы) Профориентатора на 2019-2020 учебный год
Рабочая группа по профориентации: Ястребова Т.А., Михайлова У.В., Лежнева Т.Г., Викторов Б.Ю.
Программа профориентационной работы на 2019-2020 уч.год
Оценка эффективности профориентационной работы
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
—достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;
—степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;
—наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
-направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Ожидаемые результаты реализации Программы.
— создание системы профессиональной ориентации в школе;
— изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
— повысить мотивацию учащихся к труду;
— оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
— обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
— сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Методики, используемые для профдиагностики
Методика «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО — ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО, Е.А.КЛИМОВ)
Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)
Методика «Тип мышления». (методика в модификации Г. Резапкиной)
Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)