Медицинский кабинет школы
РЕЖИМ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА:
телефон: 8 (496) 216-6767-5101 — медицинский работник школы;
Основной целью медицинского кабинета является реализация медико-социальных мероприятий, учитывающих специфические особенности детей, в том числе подросткового возраста, и направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Основными направлениями работы медицинского кабинета являются следующие:
- ежегодная диспансеризация с целью выявления и профилактики болезней
- вакцинация школьников согласно национальному календарю профилактических прививок
- диагностика туберкулеза и других болезней
- санитарно-просветительская работа по формированию у всех участников образовательного процесса представлений, умений и навыков укрепления здоровья как основы профилактики болезней, здорового образа жизни и улучшения качества жизни
- контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием школы
- контроль за организацией школьного питания
Медицинское обслуживание организовано в медицинском кабинете школы на основании договора
Лицензия на осуществление медицинской деятельности
МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
В течение всего учебного года проводится ежедневный контроль за здоровьем детей, условиями их обучения в школе. Перед началом учебного года принимается участие в подготовке и приёмке школы. Контролируется расстановку мебели в классах и мастерских в соответствии с ростом учащихся.
Большое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических требований к условиям обучения СанПиН2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Отслеживается санитарное состояние в классах, спортивных залах, санитарных комнатах, контролируется температурный режим и проветривание, продолжительность перемен, техника безопасности в мастерских, в спортивных залах. Заполняются листки здоровья в классных журналах, указывается группа здоровья, физкультурная группа и рекомендации по каждому ученику. Контролируются соблюдение распределения умственной нагрузки в учебном расписании, а также физической нагрузки на уроках физической подготовки, пополняются аптечки первой медицинской помощи в кабинетах, проводятся инструктажи по оказанию первой помощи при травмах.
Уделяется внимание на содержание трудового обучения, условия труда, санитарно-гигиенические нормы в кабинетах домоводства и мастерских, наличие спец. одежды и индивидуальных средств защиты (очки во время работы на станках).
Согласно приказу №342 от 26.11.1998 г. «Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулёзом», в начале каждой четверти проводится осмотр детей на педикулез и кожные заболевания. Выявленные отстраняются от посещения школы, контролируются после излечения. Все данные осмотра регистрируются в журнал инфекционных заболеваний и в журнал осмотра на педикулёз. На каждого выявленного подаю экстренное извещение в СЭС. В течение рабочего дня ведется приём детей по жалобам, оказывается первая медицинская помощь, направляются, если необходимо, в поликлинику, вызывается скорая помощь или родители, если ребёнок заболел.
Ведется медицинская документация, установленная министерством здравоохранения:
- Индивидуальная карта ребёнка (форма №26-у)
- Журнал амбулаторного приёма детей
- План профилактических прививок
- Журнал инфекционных заболеваний
- Журнал осмотра на педикулёз и чесотку
- Журнал учёта детей, состоящих на учете у фтизиатра
- Журнал учета детей, направленных к фтизиатру
- Журнал учета травм
- Санитарный журнал учета поступления и расходования вакцин
- Журнал температурного режима холодильника
- Журнал кварцевания процедурного кабинета
- Журнал санитарно – просветительной работы
- Журнал аварийных ситуаций
- Журнал генеральных уборок
- Журнал отчёта по прививкам
Контролируются санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, условия хранения продуктов, соблюдение технологии приготовления пищи, сроки реализации сырой и готовой продукции. Проводится осмотр работников пищеблока на гнойничковые заболевания, инфекционные заболевания, всё это регулярно регистрируется в соответствующей документации:
- Бракеражный журнал сырых скоропортящихся продуктов
- Бракеражный журнал готовых блюд
- Журнал «Здоровье»
- Журнал регистрации температурного режима холодильного оборудования
- Журнал регистрации исправности электрооборудования
Кроме организации горячего питания, меню которого предоставляется организацией школьного питания, в столовой организована свободная продажа горячих блюд, выпечки, напитков, фруктов.
Приготовление блюд соответствует всем требованиям школьного питания: технология приготовления, выход готового блюда и соблюдение сроков реализации. Выдача готовых блюд разрешена только после снятия пробы, что должно быть зафиксировано в бракеражном журнале. При отсутствии мед. работника бракераж проводится специально созданной бракеражной комиссией, состоящей из заведующей производством пищеблока и дежурным администратором школы. Проба берется непосредственно из котла, все записи по органолептической оценке блюд заносятся в журнал бракеража готовой продукции. Суточная проба всех блюд и напитков оставляется ежедневно и сохраняется в специальном холодильнике в течение 2-х суток при температуре 6- 8 градусов.
КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧЕНИКОВ
В целях правильного физического воспитания школьников и контроля нагрузок, периодически посещаются уроки физической культуры, обращается внимание на плотность урока, распределение физических нагрузок, наличие соответствующей обуви и формы, температурный режим, освещение, проветривание и качество уборки. Принимается участие в физкультурных оздоровительных мероприятиях и туристических походах для обеспечения медицинской помощи детям. Кроме этого осуществляется допуск учащихся на соревнования, учитывая состояние ребенка, его группу здоровья и имеющиеся соматические заболевания.
ИММУНОПРОФИЛАКТИКА
Одним из важнейших разделов работы в школе является иммунопрофилактика детей и подростков. Все профилактические прививки проводятся согласно плану, в сроки, установленные календарем прививок на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года №125 н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», ФЗ№55 от 30.03.1999 г. «Санитарно-эпидемиологическом благополучие населения», ФЗ № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» .
Перед проведением вакцинации или туберкулинодиагностики, заранее информируются родителей учеников, подлежащих медицинскому вмешательству и, только при получении письменного разрешения проводятся необходимую манипуляции. Вакцинация проводится только здоровым детям, поэтому перед каждой прививкой или пробой Манту осматривается ребенок с обязательной термометрией и заносятся данные в ф. 26. По окончании процедуры, в ф. 26 регистрируется информация о прививке или пробе Манту с указанием даты, серии и дозы, срока годности, института — изготовителя и реакции на нее.
За весь период в школе тяжелых реакций на прививки не было. План прививок выполняется в полном объеме и вовремя. В последнее время увеличилось количество родителей, отказывающихся от прививок и пробы Манту. В таких случаях в ф. 26 регистрируется письменный отказ родителей соответствующей формы, ежегодно. Дети с отказом от Р. Манту направляются на обследование к участковому педиатру для консультации у врача фтизиатра. В соответствии с календарем профилактических прививок по эпид. показаниям, проводится вакцинация детей против клещевого энцефалита.
Большинство отказников составляют дети из религиозных сообществ, которые отрицательно настроены против вакцинации. Каждый год оформляются письменный отказ от профилактических прививок. В соответствии с приказом № 109 от 21. 03. 03. «О массовой туберкулинодиагностике», каждому ребенку 1 раз в год делается проба Манту. План по проведению данной пробы разрабатывается, в начале учебного года. После проведения пробы Манту всех детей, нуждающихся в обследовании, направляют к участковому педиатру для консультации у фтизиатра. Ежемесячно проводится сверка детей в туб. кабинете с диагнозом : вираж туб. проб, туб. инфицирование с нарастанием туб. проб, гиперэргическая реакция, монотонность туб. проб. Каждый год медперсонал проходит учебу по туберкулинодиагностике, где сдаются зачеты, и они получают допуск на проведение проб Манту. До и после проведения прививок в кабинете делается уборка по типу текущей дезинфекции. Перед постановкой пробы Манту проводится генеральная уборка прививочного кабинета.
Уборка кабинета по типу текущей дезинфекции. Медработник:
— одевает защитную одежду;
— осматривает помещение с целью уборки;
— готовит дез. раствор;
— чистой ветошью смоченной дез. раствором, протирает все поверхности;
— протирает пол методом « двух ведер»
— уборочную ветошь смачивает в дез. растворе емкости № 1 и тщательно протирает обрабатываемую поверхность:
— ветошь прополаскивает в емкости № 2 и отжимает:
— вновь смачивает в дез. растворе и вымывает, необработанные поверхности пола:
— дез. раствор меняет с учетом норм расхода, а воду по мере загрязнения;
— весь уборочный инвентарь после дезинфекции обеззараживает, прополаскивает и сушит.
— включает бактерицидную лампу;
— проветривает помещение.
После обработки кабинета приглашает детей на прививки.
Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю.
Дети декретированных возрастов ежегодно готовятся к углубленному медицинскому осмотру, который осуществляется специалистами детской поликлиники. Подготовка включает в себя: антропометрию, определение остроты зрения и слуха, измерение артериального давления, оценку физического развития. Прохождение мед.осмотра осуществляется в детской поликлинике в соответствии с графиком,заранее предупредив родителей учеников, администрацию школы и классных руководителей. Учащиеся проходят следующих специалистов: хирург, окулист, невролог, психиатр, гинеколог, оториноларинголог, педиатр.
После окончания медицинского осмотра все данные фиксируются в ф. 112 и ф. 026-у. Анализ результатов медицинских осмотров доводится до сведения классных руководителей и родителей. Дети, нуждающиеся в дальнейшем обследовании у специалистов, направляются к участковому педиатру.
В целях совершенствования ранней диагностики заболеваний и своевременного оказания лечебно-профилактической помощи детям проводится Всероссийская диспансеризация детей всех возрастов. Поэтому все результаты углубленного обследования заносятся в ф. 30 д/у.
По данным о состоянии здоровья в классном журнале заполняется листок здоровья с указанием группы здоровья, физкультурной группы и рекомендации врача на каждого ребенка.
Данная информация должна быть учтена классными руководителями при посадке детей за парты, учителями физической культуры при назначении нагрузки.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
Выделяют 4 группы здоровья:
-1 группа — здоровые дети
— 2 группа — дети группы риска
— 3 группа — дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации
— 4 группа — дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (дети — инвалиды).
ТРАВМАТИЗМ
В течение учебного года проводится профилактическая работа по предупреждению травматизма. Данная работа включает в себя лекции на уроках ОБЖ работниками полиции по профилактике дорожно-транспортных происшествий, проведение инструктажей по технике безопасности в мастерских по обработке металла и дерева, в кабинете домоводства, уроках физкультуры, химии и физики, а также правилам поведения учеников на переменах.
Помимо лекций, бесед и инструктажей контролируется исправность школьной мебели и оборудования. Наряду с этим проверяется наличие аптечек первой медицинской помощи в кабинетах повышенной опасности.
Каждый случай полученной травмы расследуется и фиксируется зам. директора по безопасности жизнедеятельности. Ведется учет травматизма в школе: школьного, бытового, уличного и спортивного, анализируя данные в таблице.
Ответственная задача медицинского работника — быстрая и правильная трактовка абдоминальной боли у детей. Поэтому каждая жалоба ребенка на боль в животе требует самого внимательного к себе отношения и может быть связана с обязательным проведением экстренных мероприятий. Дифференцированный диагноз основывается на тщательно собранном анамнезе, обилии абдоминальных и вне абдоминальных причин болей в животе. Индивидуальный подход к режимным, психотерапевтическим, фармакологическим и диетическим рекомендациям являются доминирующим фактором при дифференцировании функциональных причин болей в животе у детей.
Медицинский работник в школе основывается на следующие нормативные документы:
ОСТ 42-21-2-85 «О дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения».
Приказ МЗ РФ № 125Н от 21.03.2014 г. « Национальный календарь профилактических прививок»
Приказ МЗ СССР № 60 от 19.01.1983 г. «Оказание амбулаторно-поликлинической помощи детям».
Приказ МЗ РФ № 68 от 06.05.2011 г. «О планировании серологического скрининга на ВИЧ-инфекцию»
Приказ МЗ РФ № 176н от 19.08.1997 г. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала».
Приказ МЗ РФ № 261 от 29.12.1997 г. «О совершенствовании работы по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИД-индикаторных заболеваний на территории Кемеровской области» (учет аварийных ситуаций).
Приказ МЗ РФ № 342 от 26.02.1998 г. «О дальнейшем усилении и совершенствовании мероприятий по борьбе с педикулезом и профилактике сыпного тифа».
Приказ МЗ РФ № 545 от 10.05.2011 г. О профессиональном заражении ВИЧ-инфекцией».
Приказ МЗ СССР № 288 от 23.03.1976 г. «Об утверждении инструкций о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц, о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений».
Приказ МЗ СССР № 408 от 12.07.1989 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране».
Сан ПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Сан ПиН 3.1.5 2826-10 от 26.04.2011 года «О профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекции».
Санитарные правила и нормы (Сан ПиН) 2.1.2790-10 от 17.02.2011 года «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
Приказ МЗ РФ № 36 от 03.02.1997 г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».
Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарнро – эпидемические требования к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Сан ПиН 2.4.1178-02 от «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Санитарно-просветительная работа
Все медицинские работники повышают свой профессиональный уровень, посещают конференции, лекции, семинары.
Проводится санитарно-просветительная работа среди учащихся школы, педагогического коллектива, технического персонала, родителей. Особое внимание уделяется профилактике туберкулеза, венерических заболеваний, наркомании, алкоголизма, курения и СПИДа.
Темы лекций:
«Вред наркотиков»
«Профилактика заражения ВИЧ/СПИДа»
«Влияние алкоголя и табакокурения на растущий организм»
«Влияние окружающей среды на здоровье»
«Профилактика простудных заболеваний»
«Наследственность и ее влияние на здоровье»
«Пагубные последствия аборта»
«Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний органов пищеварения, нарушения обмена веществ»
«Профилактика заболеваний органов зрения»
«Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата»
«Профилактика школьного травматизма»
«Профилактика гнойничковых заболеваний»
«Профилактика чесотки и педикулеза» и др.
Мед.работники проходят ежегодное тестирование по приказам №408, №330, по ОСТУ, ВБИ, неотложной помощи, ООИ, тесты-задачи для медицинских сестер и фельдшеров и педиатрии.
Методическая помощь учителям
Участие в заседаниях педагогического совета в школе — выступления по вопросам охраны здоровья школьников (о состоянии здоровья детей, профилактике инфекционных заболеваний, нарушений и отклонений здоровья ребенка).
Организация и пополнение папки с методическими материалами для педагогов по вопросам школьной гигиены.
Вовлечение педагогического коллектива в систематическое воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, выполнения правил школьной гигиены.
Этика и деонтология
В своей работе медицинская сестра пользуется «Этическим кодексом медицинской сестры». Моральные, нравственные качества медицинских работников всегда и везде имеют большое значение в их профессиональной деятельности.
Специфика медицины, отличающая её от других видов человеческой деятельности ,заключается, прежде всего,в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения с пациентами. Учащиеся должны быть уверены в высоком профессионализме медицинского работника, порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости. Медицинский работник должен быть выдержанным, приветливым, не считаясь со своими личными делами