Семья и семейные ценности

Участие родителей в школьной жизни >>>

Система работы школы по формированию

 семейных духовно-нравственных ценностей у школьников

Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

Задача Школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

В школе реализуется программа «Семья», основная цель которой – организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения. Выбрана модель родительского всеобуча и подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Родительский всеобуч планируется классными руководителями исходя из запросов родителей,  уровня их образования, конкретной ситуации в классе. Формы проведения его разнообразны: лекция,  беседа, круглый стол, обмен мнением, дискуссия. Педагоги стали всё чаще использовать и новые формы проведения всеобуча, такие как организационно-деятельностная игра.

Формирование семейных ценностей начинается ещё в детстве. Это целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.

В Школе № 10 сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется по следующим направлениям:

  • основное образование;
  • работа с кадрами;
  • работа классных руководителей;
  • внеклассная работа.

Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Это решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей.Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.

На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений,  инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На окружающем мире и литературном чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.

Работа с кадрами традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов рассматривались следующие  вопросы: «Семья и школа: проблемы и пути их решения»,  «Любовь как обязательное условие воспитания души ребенка» (Лобова С.В.); «Гармония общения: учитель, ученик, родитель» (Кунгина Н.В.), «Рассказ о работе над годовым проектом «Заседание семейной гостиной, посвященное презентации проекта «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ» (обобщение опыта классного руководителя Медведевой Т.М.), «Дополнительное образование как составляющая формирования личности ребёнка» (Кобозева А.В.)

В работе  классных руководителей выделяются три основных направления:

  • просвещение родителей;
  • управление;
  • совместные мероприятия.

Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию психолого-педагогического всеобуча, опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.

Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и школе.

Классные руководители организуют и  совместную с родителями внеурочную деятельность.

Разнообразна  и  внеклассная работа. В школе проводятся совместные мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые.

Эффективным в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей является применение традиционных и инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу, задушевный разговор, педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и детям.

Традиционными для школы являются спортивные мероприятия  «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Мама, папа, я — интеллектуальная семья», совместные походы по родному краю, экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню, дни открытых дверей, дни именинников, выпускной бал, совместные классные часы.